Скок Иван Потапович- комкор

Скок Иван Потапович, родился 24.3.1906 г., в с. Новый Дроков Суражского района Брянской области- умер 18.5.1977 г., в г. Краснодаре. Русский. Генерал-майор авиации (1945). В Красной Армии с мая 1924 г.

Окончил Нижегородскую пехотную школу им. И. В. Сталина (1927), Военно- теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде (1928), 3-ю военную школу летчиков и летнабов им. К. Е. Ворошилова в г. Оренбург (1929), Военно-воздушную академию им. профессора Н. Е. Жуковского (1936).

В мае 1924 года Скок Иван Потапович призван в РККА и зачислен курсантом на 11-е пехотные курсы, которые затем были переименованы в Нижегородскую пехотную школу им. И. В. Сталина. По ее окончании с сентября 1927 г. учился сначала в Военно-теоретической школе ВВС РККА, ас августа 1928 г.- в 3-й военной школе летчиков и летнабов им. К. Е. Ворошилова.

По ее окончании в августе 1929 г. остался служить в этой школе, где и.д. летчика-инструктора, командира звена, авиаотряда. С декабря 1933 года слушатель Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского, затем в ноябре 1936 г. назначен командиром 5-го отдельного кавалерийского авиационного отряда при 5-м кавалерийском корпусе ЛВО в г. Псков.

С мая 1938 года командир авиаэскадрильи 58-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в составе 55-й авиационной бригады этого же округа в г. Старая Русса, с января 1939 г.- помощник командира этого полка. В этой должности участвовал в походе Красной Армии в Западную Украину (1939).

В ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. 58-й скоростной бомбардировочный авиационный полк действовал на Карельском перешейке в составе 7-й армии. Лично Скок Иван Потапович произвел 57 боевых вылетов в качестве ведущего, провел 10 воздушных боев.

С мая 1940 г.- командир 72-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в составе 5-й смешанной авиационной дивизии в г. Петрозаводск.

С началом Великой Отечественной войны И. П. Скок в той же должности. В составе Северного (с августа 1941 г.- Карельского) фронта полк участвовал в боевых действиях на петрозаводском, ухтинском и тихвинском направлениях.

Затем на Северо-Западном фронте в составе 6-й ударной авиагруппы и 6-й воздушной армии действовал на старорусском, волховском и ржевском направлениях. С ноября 1942 г. командир 58-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в составе этой же армии.

С ноября 1943 года командир формировавшейся в МВО 334-й отдельной бомбардировочной авиационной дивизии, которая в июне 1944 г. вошла в состав 13-й воздушной армии Ленинградского фронта и участвовала в Выборгско- Петрозаводской наступательной операции, за что ей было присвоено почетное наименование «Ленинградская». Затем дивизия вошла в состав 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта и приняла участие в Минской наступательной операции.

В июле дивизия в составе 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта успешно действовала в ходе Шяуляйской, Прибалтийской наступательных операций, за что была награждена орденом Красного Знамени. С февраля 194) г. дивизия входила в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, с марта- 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.

Части дивизии успешно действовали в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции, за что И. П. Скок был награжден орденом Красного Знамени. Всего за время командования дивизией лично И. П. Скок совершил 10 боевых вылетов в качестве ведущего дивизионной и полковой колоннами.

С марта 1945 года командир 6-го бомбардировочного авиационного корпуса, который входил в состав 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта и участвовал во взятии городов Кенигсберг, Берлин.

Корпус, в июле 1945 года, по воздуху был переброшен на Дальний Восток. В ходе советско-японской войны 1945 г. с 28 августа 6-й бомбардировочный авиационный корпус в составе 12-й воздушной армии Забайкальского фронта, а с 28 августа- 9-й воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта участвовал в Маньчжурской стратегической наступательной операции.

В аттестации на комкора И. П. Скока подчеркивалось: «Имеет большой опыт руководства авиационными частями и соединениями. В период Отечественной войны умело командовал авиационным звеном, авиационной дивизией и авиационным корпусом».

За высокие командирские качества, инициативу, личную отвагу и мужество, проявленные в командовании подчиненными авиационными частями И. П. Скок награжден орденом Кутузова 1-й степени.

После войны И. П. Скок продолжал командовать этим корпусом (в апреле 1946 г. переформирован в 6-й бомбардировочный авиационный корпус дальнего действия), затем с апреля 1949 г. был заместитель командующего 65-й воздушной армией ДА.

С февраля 1950 года начальник Высших офицерских летно-тактических курсов усовершенствования командиров частей ВВС в г. Липецк (с октября 1951 г.- Высшие офицерские летно- тактические курсы ВВС).

В июне 1955 года снят с должности и уволен в запас по ст. 59 п. «д»- «За халатное отношение к обучению, следствием чего явилась высокая аварийность на курсах». В декабре 1955 г. приказом Министра обороны СССР этот пункт приказа был отменен и И. П. Скок был уволен в запас по ст. 59 п. «б» (по болезни) с правом ношения военной формы одежды.

Награды: 2 ордена Ленина, 5 орденов Красного Знамени, ордена Кутузова 1-й и 2-й степени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, медалями.

Источники: Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь. Т. 2.- М.; Жуковский: Кучково поле, 2006.- 464 с., pamyat-naroda.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *