Байдуков Георгий Филиппович- комкор

Байдуков Георгий Филиппович, Герой Советского Союза, генерал- полковник авиации, родился 26.5.1907 г., разъезд Тарышта Томской губ.., ныне Татарского района Новосибирской области- 28.12.1994 г., Москва. Русский.

С 1926 года Георгий Филиппович Байдуков учился сначала в Военно-теоретической школе летчиков, затем в 1-й военной школе летчиков им. А. Ф. Мясникова, по окончании с июня 1928 г. младший, затем старший летчик 20-го отдельного авиационного отряда ВВС МВО.

С июля 1930 г. проходил службу в научно-испытательном институте ВВС, летчик-инструктор отдела боевого применения, с мая 1931 года- старший инструктор-летчик, а с июня 1933 года- командир корабля 1-й эскадрильи авиационной бригады этого института.

С ноября 1934 г. слушатель инженерного факультета Военно- воздушной академии РККА. 20 августа 1935 г. в качестве 2-го пилота в экипаже С. А. Леваневским (командир) и В. И. Левченко (штурман) на самолете АНТ-25 (РД) участвовал в перелете из Москвы через Северный полюс в США. Перелет был прерван из-за неисправности в масляной системе двигателя.

С сентября 1935 г. летчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве. 20-22 июня 1936 г. в качестве 2-го пилота в экипаже с В. П. Чкаловым (командир) и А. В. Беляковым (штурман) на самолете АНТ-25 (РД) совершил перелет по маршруту Москва- архипелаг Земля Франца- Иосифа- архипелаг Северная Земля- бухта Тикси- г. Петропавловск-Камчатский- г. Николаевск-на- Амуре- о. Удд. За 56 ч 20 мин был совершен перелет на расстояние 9374 км. 24.7.1936 г. члены экипажа самолета и в том числе Г. Ф. Байдуков были удостоены звания Героя Советского Союза.

18- 20 июня 1937 г. экипаж в том же составе совершил перелет из Москвы через Северный полюс в США. Через 63 ч 16 мин самолет произвел посадку на военном аэродроме Ванкувер близ г. Портленд (США). Был совершен беспосадочный перелет на расстояние свыше 9130 км, из них 2900 км над океаном и льдами. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг., командовал авиационной группой и авиационным полком.

Вначале Великой Отечественной войны в августе 1941 г. Г. Ф. Байлуков был откомандирован в США для решения вопросов, связанных с поставками в СССР американских самолетов и переучивании на них советских летчиков. С ноября 1941 г. Г. Ф. Байдуков заместитель командира и командир 31-й смешанной авиационной дивизии, с марта 1942 года командует ВВС 4-й ударной армии Калининского фронта, участвовал в битве под Москвой.

С мая 1942 г. командир 211-й смешанной авиационной дивизии, которая 14 июня была переименована в 212-ю штурмовую авиационную дивизию и включена в состав 3-й воздушной армии этого же фронта. Летом 1942. г. части дивизии поддерживали войска фронта в ходе оборонительной операции на белыйском направлении, затем участвовали в Ржевско- Сычевской и Великолукской наступательных операциях.

В мае 1943 года дивизия за боевые отличия была преобразована в 4-ю гвардейскую дивизию. Летом и осенью 1943 г. она в составе 5-го штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии Воронежского (с 20 октября 1943 г.- 1-го Украинского) фронта участвовала в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр, а также в освобождении городов Белгород, Харьков, Киев, за что ей было присвоено почетное наименование «Киевская».

В январе 1944 г. генерал-майор авиации Байдуков Георгий Филиппович вступил в командование вновь формируемым 4-м штурмовым авиационным корпусом. В мае 1944 г. корпус вошел в состав 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта и участвовал в освобождении городов Бобруйск, Осовец.

В августе корпус был передан в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. После освобождения Белоруссии части корпуса содействовали войскам фронта в овладении плацдармом на западном берегу р. Нарев, затем участвовали в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской наступательных операциях. Всего с августа 1944 г. по май 1945 г. соединения корпуса произвели 10790 боевых самолето- вылетов, нанесли противнику большие потери в живой силе и технике.

За образцовое выполнение боевых заданий командования 48 летчиков корпуса были удостоены звания Героя Советского Союза, а 196-я и 199-я штурмовые авиационные дивизии- награждены орденами Красного Знамени.

После войны Г. Ф. Байдуков продолжал командовать этим корпусом, с октября 1945 г.- заместитель командующего 13-й воздушной армией ЛВО. С июля 1946 г. заместитель начальника Государственного Краснознаменного НИИ ВВС по летной части.

С декабря 1947 г.- начальник Главного управления ГВФ. С сентября 1949 г. находился на учебе в Высшей военной академии им. К.. Е. Ворошилова, по окончании которой с февраля 1952 г. заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО, с мая 1953 г.- заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по спецтехнике.

С июня 1955 г. 1-й заместитель начальника, а с 1957 г.- начальник 4-го Главного управления МО СССР. С сентября 1972 г. научный консультант главнокомандующего Войск ПВО страны. С июля 1988 года в отставке.

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Трудового Красного Знамени, 4 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 1, 2 и 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Источники: Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь. Т. 2.- М.; Жуковский: Кучково поле, 2006.- 464 с., pamyat-naroda.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *